Реверс электродвигателя – полное описание функций реверсирования

8241dd85dee50be117fdf0287a750896 Мастерская

Что такое реверс

Проще говоря, реверс – это изменение направления движения какого-либо механизма в противоположную сторону от выбранного основного. Схему реверса можно получить несколькими способами:

  • Механическим
  • Электрическим.

В первом случае при помощи переключения шестеренчатых связей, соединяющих ведущий вал с ведомым, добиваются вращения последнего в обратную сторону. По такому принципу работают все коробки передач.

реверс механическим способом

Электрический способ подразумевает непосредственное воздействие на сам двигатель, где в изменении движения ротора принимают участие электромагнитные силы. Этот метод выигрывает тем, что не требует применения сложных механических преобразований.

Для того, чтобы получить реверс электродвигателя, необходимо собрать специальную электрическую схему, которая так и называется – схема реверса двигателя. Она будет отличаться для разных типов электрических машин и питающего напряжения.

Для чего нужен реверс двигателя

В большинстве механических устройств, которые приводятся в движение благодаря асинхронным двигателям, возникает потребности в изменении направления движения или вращения в зависимости от самого устройства.
В некоторых случаях реверс является необходимой и обязательной для его работы, а в некоторых лишь как временная функция.

К первому типу устройств можно отнести все краны, лебедки, лифты и другие грузоподъемные механизмы, привода задвижек, запирающих устройств. А вот ко второму типов механизмов, используемых реверс только в редких случаях, относят конвейерные ленты, эскалаторы, насосы. В этих механизмах, реверс двигателя может применятся лишь в особых случаях, чаще всего аварийных. Так же реверс двигателя могут использовать в целях торможения, так при отключении двигателя от сети, ротор обладая инерцией продолжает свое вращение. При кратковременном включении реверса в этот момент вызовет затормаживание. Такой способ торможения реверсом называют противо включением.

Устройство и принцип действия электромотора

Электромотором принято называть устройство, в котором рабочая часть вращается под влиянием электромагнитного поля. Основными составляющими здесь являются неподвижный статор и движущийся вокруг своей оси ротор. В статорной части создаются импульсные электромагнитные волны, приводящие в движение роторную часть. Как правило, чем мощнее электропривод, тем больше габаритные размеры двигателя. Хотя современная техника стремится к миниатюризации, поэтому на рынке можно найти достаточно мощные модели вполне компактного размера.

Из множества разновидностей электрических силовых агрегатов чаще всего встречаются:

  • моторы коллекторные (короткозамкнутые), где ротор питается и приводится в действие от так называемых щеток, в свою очередь взаимодействующих с коллекторными ламелями;
  • двигатели асинхронные, работающие под воздействием индуктивных сил, возникающих в магнитном поле.

Реверс электродвигателя - полное описание функций реверсирования

Для примера рассмотрим типовую асинхронную модель. Здесь питание подключается к обмоткам статора, в результате чего генерируются электромагнитные волны. При переменном напряжении возникает нестабильное поле, характеризующееся определенной частотой колебаний, смещающих ротор. Для беспрепятственного смещения между статорной и роторной частью специально оставляют небольшой промежуток. Установленные на статоре обмотки взаимодействуют с обмотками ротора, создавая электродвижущую силу. При этом образующиеся магнитные волны движутся в разных направлениях относительно статора, поэтому такой мотор называют асинхронным. Чаще всего для его подключения используются три фазы, но при необходимости большинство моделей можно приспособить к работе и от однофазной сети.

Нужные компоненты

Своими силами организовать реверсивное подключение можно без особого труда, если под рукой имеется схема реверсивного пуска. Важным компонентом, значительно облегчающим процесс монтажа и запуска в работу электромотора, является контактор, который может быть в составе магнитного пускателя. Конечно, можно приспособить для включения/выключения агрегата простой рубильник или автоматический выключатель. Такой вариант допускается, но для нормальной работы электромотора нужны достаточно большие пусковые токи, которые могут быть опасны для обслуживающего персонала и оборудования.

Реверс электродвигателя - полное описание функций реверсирования

Если во время включения случится пробой, то здоровью оператора может быть нанесен вред, а сам реверсивный электродвигатель и выключатель выйдут из строя. Поэтому для сведения риска поражения электрическим током к минимуму желательно использовать контактор, отделенный от той части, с которой непосредственно взаимодействует человек. В современных устройствах подобного типа имеется отдельный модульный блок с катушкой, образующей электромагнитное поле. Для работы такой катушки обычно достаточно 12-вольтового напряжения или же больше. При поступлении тока от источника питания на железный сердечник с прикрепленной контактной пластиной он втягивается внутрь и замыкает контактную группу, в результате чего электромотор запускается. Когда питающее напряжение пропадает, сердечник возвращается в исходное состояние и контакты размыкаются.

С двумя кнопками

Этой схемой Интернет буквально завален. Ведь она позволяет запускать двигатель и управлять направлением его вращения всего двумя обычными кнопками! Нажал на одну – мотор крутится влево. Нажал на другую – вправо. Не нажал – все отключено.

Схема управления мотором постоянного тока при помощи кнопокСхема управления мотором постоянного тока при помощи кнопокСхема управления мотором постоянного тока при помощи кнопок

Теоретически все верно. Для питания электродвигателя М1 используется переменный ток. Пока ни одна из кнопок не нажата, двигатель не вращается, поскольку он подключен к питанию через диоды D1, D2, соединенные встречно-последовательно.

Как только мы нажмем на одну из кнопок, один из диодов окажется закорочен, а второй начнет работать как однополупериодный выпрямитель, подавая на мотор выпрямленное напряжение. Полярность этого напряжения, а значит, и направление вращения двигателя, будут зависеть от того, какая из кнопок нажата.

На практике же такая конструкция имеет огромный недостаток. Мощность электромотора, питаемого таким «криво» выпрямленным напряжением, составит не более 40 % от его номинала. Если учесть то, что КПД самого мотора обычно составляет порядка 50%, то нам останется только погрустить.

Еще один существенный недостаток – отсутствие «защиты от дурака». Если нажать на обе кнопки одновременно, к электродвигателю будет приложено переменное напряжение, да еще и удвоенной амплитуды. Вполне очевидно, что после такой оплошности от мотора останутся ножки и частично рожки.

С двумя переключателями

Эта схема ненамного отличается от предыдущей, но лишена вышеперечисленных недостатков. А отличие заключается лишь с том, что вместо кнопок используются переключатели, а выпрямительные диоды исключены.

scale 2400

Схема управления двигателем двумя переключателями

Устройство питается постоянным напряжением, как и положено электромотору, так что с КПД все в порядке. Пока ни один из переключателей не включен, выводы электромотора закорочены и подключены к одной из шин питания. Стоит нажать на любую из кнопок, один из выводов мотора будет подключен ко второй шине питания и его ротор завращается. В зависимости от того, какой из переключателей будет активирован, полярность питания, подаваемого на двигатель, а значит, и направление вращения ротора будут изменяться.

Если включить одновременно оба переключателя, то ничего страшного не произойдет, просто выводы мотора окажутся подключенными к другой шине питания, а разности потенциалов между ними не будет.

На схеме изображены переключатели, но, конечно, вполне подойдут и кнопки на переключение без фиксации. Если оснастить микродрель для сверления плат, скажем, двумя КМ1-1, разместив их на корпусе устройства, то управлять сверлом можно простым нажатием пальца на нужный переключатель.

На сдвоенном со средним положением

Если управление двумя кнопками все же неудобно, то можно воспользоваться конструкцией, в которой используется двухполюсной тумблер со средним положением. Подойдет, к примеру, П2Т-5.

Схема управления электромотором при помощи тумблера со средним положением Схема управления электромотором при помощи тумблера со средним положением

Схема управления электромотором при помощи тумблера со средним положением

Как видно из схемы, конструкция предельно проста. В среднем положении флажка тумблера S1 двигатель отключен от питания. При повороте флажка в ту или иную сторону, на обмотку электродвигателя будет подаваться напряжение той или иной полярности, обеспечивая вращение ротора в ту или другую сторону.

Тумблеры со средним положением бывают с фиксацией и без. В первом случае при повороте флажок «залипает» и его нужно отключать вручную. У тумблеров без фиксации флажок самостоятельно устанавливается в «нейтральное» положение после окончания воздействия на него.

На тумблере с автоматическим отключением

Предыдущая схема проста и удобна в управлении и ее, к примеру, можно использовать для управления моторами стеклоподъемников в автомобиле. Но для этого конструкцию придется немного доработать. Ведь управляя стеклоподъемником вручную, сложно определить, что стекло уже полностью открылось/закрылось и пора останавливать мотор. Взглянем на схему ниже.

scale 2400

Схема управления электродвигателем с концевыми выключателями

Перед нами все та же конструкция с тумблером, но она дополнена двумя диодами и двумя концевыми выключателями. Предположим, наш мотор управляет приводом стеклоподъемника автомобиля. Стекло полуоткрыто, концевые выключатели S2 и S1, расположенные в верхней и нижней части окна, замкнуты, диоды D1 и D2 закорочены.

Переводим флажок S1 в одно из положений. К примеру, в верхнее по схеме. На мотор M1 начинает поступать напряжение – «плюс» на верхний вывод, «минус» на нижний. Стекло поднимается и, в конце концов, нажимает на толкатель концевика S2, заставляя его сработать. Контакты S2 размыкаются, и в работу включается диод D1. Поскольку он включен в обратном направлении, то тут же запирается, запрещая работу двигателя. Теперь сколько бы мы ни давили на флажок, мотор не запустится и не даст разнести стеклоподъемный механизм.

Переводим флажок S1 в нижнее по схеме положение. Теперь «плюс» подается на нижний по схеме вывод обмотки мотора и диод D1 оказывается включенным в прямом направлении. Он свободно пропускает ток, несмотря на то, что S2 разомкнут и разрешает работу электромотора, который опускает стекло. Как только стекло будет полностью опущено, сработает S2, останавливая М1. Ниже опустить его мы не сможем, но сможем поднять, поскольку опускаясь, стекло отпустило S2 и он снова замкнут.

Реверсивная схема запуска асинхронного электродвигателя

Как и обещал в предыдущей статье , привожу схему реверсивного пуска асинхронного двигателя посредством двух магнитных пускателей.

Принцип работы аналогичен нереверсивному запуску , поэтому подробно останавливаться не будем. Главным отличием является использование дополнительных блокировочных контактов КМ1:5 и КМ2:5 .

Известно, что для изменения направления вращения необходимо изменить чередование фаз (в приведенной схеме поменяны местами фазы А и С ). И в случае одновременного включения обоих магнитных пускателей, произойдет короткое замыкание на контактах магнитного пускателя КМ1:1. 3 / КМ2:1. 3.

Для защиты от случайного включения реверса в цепи питания катушек КМ1 и КМ2 включены нормально-замкнутые контакты КМ1:5 и КМ2:5.

Например, при нажатии кнопки SB2:1«Вперед« , происходит размыкание контактов КМ1:5 , а только потом замыкание силовых контактов КМ1:1. 3 и блок контактов КМ1:4 . Нажатие на кнопку SB3:1«Назад« не приведет к включению второго магнитного пускателя, а, следовательно и к короткому замыканию.

Реверсивная схема подключения электродвигателя

Для запуска двигателя в противоположном направлении необходимо произвести остановку двигателя нажатием на кнопку SB1:1«Стоп«.

Также возможно вариация приведенной схемы с использованием блокировочных контактов на кнопках, а не на магнитных пускателях. Как видите отличие в схеме минимально. Отличается только работа. Теперь для изменения направления вращения нет необходимости нажимать на кнопку SB1:1«Стоп« .

Например, если двигатель вращался «вперед» , то при нажатии на кнопку SB3«Назад« , в первую очередь произойдет размыкание блокировочного контакта SB3:2, что приведет к отключению магнитного пускателя КМ1 , а только потом замкнутся контакты SB3:1 , которые включат пускатель КМ2.

Реверс электродвигателя — полное описание функций реверсирования

Реверс – это изменение направления вращения электродвигателя. Выполнить реверс можно изменив полярность приходящего на пускатель, питающего напряжения. Это могут быть регуляторы, используемые для двигателей постоянного тока.

Реверс можно выполнить, используя перемену чередования фаз в сети переменного тока. Это действие выполняется в автоматическом режиме при замене полярности сигнала задания, или после поступления определенной команды на нужный логический вход.

Реверс можно осуществить при помощи информации, которая передается по полевой шине, эта возможность входит в определенный набор стандартных функциональных способностей и свойственна большинству современных регуляторов, используемых в цепях переменного тока.

Реверс трехфазных асинхронных машин

Направление движения вращающегося магнитного поля асинхронных электродвигателей зависит от порядка подачи фаз, независимо от того как соединены его статорные обмотки – звездой или треугольником.

Например, если фазы A, B, C подать на входные клеммы 1, 2 и 3 соответственно, то вращение пойдет (предположим) по часовой стрелке, а если на клеммы 2, 1, и 3, то против нее.

Схема подключения через магнитный пускатель избавит вас от необходимости откручивать гайки в клеммной коробке и производить физическую перестановку проводов.

Трехфазные асинхронные машины на 380 вольт принято подключать магнитным пускателем, в котором три контакта находятся на одной раме и замыкаются одновременно, подчиняясь действию так называемой втягивающей катушки – магнитного соленоида, работающего как от 380, так и от 220 вольт. Это избавляет оператора от близкого контакта с токоведущими частями, что при токах свыше 20 ампер может быть небезопасно.

Для реверсивного пуска используется пара пускателей. Клеммы питающего напряжения на входе соединяются по прямой схеме: 1–1, 2–2, 3–3. А на выходе встречно: 4–5, 5–4, 6–6.

Чтобы избежать короткого замыкания при случайном одновременном нажатии двух кнопок «Пуск» на пульте управления, напряжение на втягивающие катушки подается через дополнительные контакты противоположных пускателей. Так, чтобы при замкнутой основной группе контактов линия, которая идет на соленоид соседнего прибора, была разомкнута.

На пульте управления устанавливается трехкнопочный пост с однопозиционными – одно действие за одно нажатие – кнопками: одна «Стоп» и две «Пуск». Разводка проводов в нем следующая:

  • один фазный провод подается на кнопку «Стоп» (она всегда нормально замкнута) и перемычками с нее на кнопки «Пуск», которые всегда нормально разомкнуты.
  • С кнопки «Стоп» два провода на дополнительные контакты пускателей, которые при их срабатывании замыкаются. Так обеспечивается блокировка.
  • С кнопок «Пуск» перекрестно по одному проводу на дополнительные контакты пускателей, которые при их срабатывании размыкаются.

Подробнее о схемах подключения магнитных пускателей для трехфазных электродвигателей читайте здесь.

Реверс однофазных синхронных машин

Для запуска этим моторам необходима вторая обмотка на статоре, в цепь которой включен фазосдвигающий элемент, обычно бумажный конденсатор. Реверсировать можно только те, у которых обе статорных обмотки равнозначны – по диаметру провода, числу витков, а также при условии, что одна из них не отключается после набора оборотов.

Суть схемы реверсирования в том, что фазосдвигающий конденсатор будет подключаться то к одной из обмоток, то к другой. Для примера рассмотрим асинхронный однофазный двигатель АИРЕ 80С2 мощностью 2,2 кВт.

В его клеммной коробке шесть резьбовых выводов, обозначенных литерами с цифрами W2 и W1, U1 и U2, V1 и V2. Чтобы двигатель вращался по часовой стрелке, коммутация производится следующим образом:

  • Сетевое напряжение подается на клеммы W2 и V1.
  • Концы одной обмотки соединяются с клеммами U1 и U2. Чтобы ее запитать, они соединяются перемычками по схеме U1–W2 и U2–V1.
  • Концы второй обмотки подключают к клеммам W2 и V2.
  • Фазосдвигающий конденсатор подключают к клеммам V1 и V2.
  • Клемма W1 остается свободной.

Чтобы вращение происходило против часовой стрелки, изменяют положение перемычек, они ставятся по схеме W2–U2 и U1– W1. Схема автоматического реверса строится так же на двух магнитных пускателях и трех кнопках – двух нормально разомкнутых «Пуск» и одной нормально замкнутой «Стоп».

Реверс коллекторных двигателей

Схема включения его обмоток аналогична той, что используется в двигателях постоянного тока с последовательным возбуждением. Одна токоснимающая щетка коллектора подключается к обмотке статора, а питающее напряжение подается на другую щетку и второй вывод статорной обмотки.

При изменении положения штепсельной вилки в розетке происходит одновременная переполюсовка магнитов ротора и статора. Поэтому направление вращения не изменяется. Так же, как это происходит в двигателе постоянного тока при одновременном изменении полярности питающего напряжения на обмотке возбуждения и якоря.

Изменить порядок следования фаза – ноль надо только в одном элементе электрической машины – коллекторе, который обеспечивает не только пространственное, но электрическое разделение проводников – обмотки якоря изолированы друг от друга. На практике это выполняется двумя способами:

  1. Физической переменой места установки щеток. Это нерационально, поскольку связано с необходимостью внесения изменений в конструкцию устройства. Кроме того, приводит к преждевременному выходу щеток из строя, поскольку форма выработки на их рабочем конце не совпадает с формой поверхности коллектора.
  2. Изменением положения перемычки между щеточным узлом и обмоткой возбуждения в клеммной коробке, а также точки подключения сетевого провода. Можно реализовать с помощью одного многопозиционного выключателя или двух магнитных пускателей.

Не забудьте, что все работы по перестановке перемычек в клеммной коробке или подключению схемы реверсирования должны проводиться при полностью снятом напряжении.

В авиации

Устройство реактивного двигателя внутреннего сгорания, который установлен на самолёте, таково, что воздушный поток, выходящий из сопла мотора, служит движущей силой при движении стальной птицы по воздушному пространству.

Только лишь при посадке, в случае использования интенсивного торможения авиасудна, применяются реверсивные возможности силового агрегата. При маневрировании самолётов на местах стоянки и подходе к месту взлёта пилотам также приходится использовать реверс двигателя.

Управление такой функцией на реактивном двигателе значительно сложнее по сравнению с электрическим агрегатом. Наличие реверса обусловлено конструктивными особенностями мотора, его способностью создавать обратную струю реактивного потока.

Авиатурбина в режиме реверса

На самолётах с воздушными винтами обратную тягу создают методом изменения угла поворота лопастей. Двигатель продолжает вращение в одну сторону, а воздушный поток после включения реверса тянет авиасудно в противоположном направлении.

В корабельных двигателях внутреннего сгорания

Технические возможности двигателей, установленных на плавающих судах, позволяют коленвалу вращаться как в одном, так и в другом направлении.  Особенность конструкции присуща только тем моторам, которые могут изменять параметры таких обслуживающих систем, как: топливная, газоотводящая, газораспределительный механизм. Эти двигатели называют реверсивными. Самые первые плавающие средства оснащались только такими силовыми установками.

СПРАВКА! Суда на паровых двигателях оборудовались обратной подачей пара, благодаря которой гребные колёса вращались в противоположную сторону, а судно перемещалось назад.

Технический прогресс не стоит на месте, и сегодня движение судна по воде кормой вперёд может осуществляться за счёт:

  • механической передачи крутящего момента винту обратного направления посредством редуктора или обратной муфты;
  • особенностью конструкции винта;
  • с помощью реверсивного двигателя.

Винты сложной конфигурации не нашли широкого применения при строительстве судов, а вот остальные два метода используют в приводе кораблей и лодок повсюду.

Двигатель ямз-236 с реверс редуктором

В автомобилях

Учитывая малую потребность передвижения автотранспорта задним ходом, машины оборудуют обратной передачей, которая позволяет  транспорту медленно перемещаться при выполнении требуемого манёвра (парковки, въезда на эстакаду и т. п.). Задняя передача является неотъемлемой составляющей коробки передач транспортного средства и не выделяется как обособленный вид вращения.

Существует особый вид автотракторной и погрузочной техники, для которой движение вперёд и назад несёт одинаковую функциональную нагрузку. Этот транспорт оборудуют реверсивным двигателем или муфтой, позволяющей использовать все передачи как в одном, так и в другом направлении.

Учитывая высокую стоимость мотора с реверсом, обычно применяют редуктор обратного вращения, который устанавливают перед раздаточной коробкой или коробкой переключения передач.

Использование реверса нашло широкое применение и в газотранспортной системе. По трубам магистрали газ могут направлять как в одну сторону, так и в другую. При прямом назначении поставки трубопровод считают рабочим, а при поставке в противоположном направлении – реверсивным.

Переменная сеть: мотор 380 к сети 380

Для реверсивного подключения трехфазного асинхронного электродвигателя возьмем за основу схему его включения без реверса:

2

Эта схема позволяет вращаться валу только в одну сторону – вперед. Чтобы заставить его повернуться в другую, нужно поменять местами любые две фазы. Но в электрике принято менять только А и В, несмотря на то, что к такому же результату привели бы смены А на С и В на С. Схематично это будет выглядеть так:

3

Для подключения дополнительно понадобятся:

  • Магнитный пускатель (или контактор) – КМ2;
  • Трехкнопочная станция, состоящая из двух нормально замкнутых и одного нормально разомкнутого контактов (добавлена кнопка Пуск2).

Важно! В электрике нормально замкнутый контакт – это состояние кнопочного контакта, у которого есть только два несимметричных состояния. Первое положение (нормальное) – рабочее (замкнуто), а второе – пассивное (разомкнуто). Точно так же формулируется понятие нормально разомкнутого контакта. В первом положении кнопка пассивна, а во втором – активна. Понятно, что такая кнопка будет называться «СТОП», в то время как две другие: «ВПЕРЕД» и «НАЗАД».

Кнопочный пост ПКЕ 222-3

Схема реверсивного подключения мало отличается от простой. Главное ее отличие состоит в электроблокировке. Она необходима для исключения пуска мотора сразу в двух направлениях, что привело бы к поломке. Конструктивно блокировка – это блок с клеммами магнитных пускателей, которые соединены в управляющей цепи.

Для запуска двигателя:

  1. Включите автоматы АВ1 и АВ2;
  2. Нажмите кнопку Пуск1 (SB1) для вращения вала по часовой стрелке или Пуск2 (SB2) для вращения в обратную сторону;
  3. Двигатель работает.

Если нужно сменить направление, то сначала нужно нажать кнопку «СТОП». Затем включить другую пусковую кнопку. Электрическая блокировка не позволяет активировать ее, если мотор не выключен.

Переменная сеть: электродвигатель 220 к сети 220

Реверс электродвигателя 220В возможен только в том случае, если выводы обмоток лежат вне корпуса. На рисунке ниже – схема однофазного включения, когда пусковая и рабочая намотки расположены внутри и выводов наружу не имеют. Если это ваш вариант, вы не сможете изменить направление вращения вала.

В любом другом случае для реверсирования однофазного  конденсаторного АД необходимо поменять направление рабочей обмотки. Для этого вам понадобятся:

  • Автомат;
  • Кнопочный пост;
  • Контакторы.

6

Схема однофазного агрегата почти ничем не отличается от той, что представлена для трехфазного асинхронного двигателя. Ранее мы перекидывали фазы: А и В. Сейчас при смене направления вместо фазного провода с одной стороны рабочей обмотки будет подключаться нулевой, а с другой – вместо нулевого фазный. И наоборот.

Переменная сеть: 380В к 220В

Для подключения трехфазного асинхронного двигателя к электросети 220В необходимо использовать один или два конденсатора для компенсации отсутствующей фазы: рабочий и пусковой. Направление вращательного движения зависит от того, с чем соединяется третья обмотка.

Чтобы заставить вал вращаться в другую сторону, обмотку №3 необходимо подключить с помощью конденсатора к тумблеру с двумя позициями. Он должен иметь два контакта, соединенных с обмотками №1 и №2. Ниже показана подробная схема.

7

Такой мотор будет играть роль однофазного, поскольку подключение происходило с помощью одного фазного провода. Чтобы запустить его, необходимо перевести реверсирующий тумблер в нужное положение («вперед» или «назад), затем перевести тумблер «пуск» в положение «включено». На момент запуска необходимо нажать одноименную кнопку – «пуск». Держать ее нужно не более трех секунд. Этого будет достаточно для разгона.

Постоянный электроток: особенности

Двигатели постоянного тока подключаются труднее моторов, питающихся от переменной сети. Потому что для того чтобы соединить обмотки, нужно точно знать, какой марки ваш агрегат. Только потом можно найти подходящую схему.

Но в любом электромоторе постоянного тока есть якорь и намотка возбуждения. От способа их включения их делят на агрегаты:

  • с возбуждением независимым,
  • с самостоятельным возбуждением (делится еще на три группы: последовательное, параллельное и смешанное подключение).

Электродвигатели постоянного тока с независимым возбуждением (схематично изображены ниже) применяется на производствах. Их намотка никак не связана с якорем, потому что подключается к другому электрическому источнику.

8

В станках и вентиляторах применяются моторы однофазного питания с параллельным возбуждением. Тут нет надобности во втором источнике.

9

В электротранспорте применяются агрегаты с последовательным возбуждением.

10

Если одна намотка параллельна якорю, а другая последовательна, то такой способ подключения – смешанный. Он встречается редко.

11

Все способы включения электродвигателей постоянного тока могут реверсироваться:

  • Если возбуждение последовательное, то направление тока нужно поменять либо в возбуждающей намотке, либо в якоре;
  • В любом другом случае рекомендуется менять обмотку только в якоре. Если менять в намотке, то есть опасность, что она оборвется. Это приведет к резкому возрастанию электродвижущей силы, которая приведет к повреждению изоляции.

Реверсирование двигателя постоянного тока с независимым возбуждением выполняется так же.

Имейте в виду, что в розетке ток переменный. Но это не значит, что он переменный во всех электроприборах, оснащенных электродвигателем и включенных в нее. Ток из переменного фазного может стать постоянным, пройдя через выпрямитель. Фазного питания вообще может не быть, если двигатель запитан от батареи.Как отличить реверсивный пускатель от прямого

Реверсивный пускатель – более сложное устройство. На самом деле, он состоит из двух обычных прямых пускателей, последние объединены в одном корпусе. Внутренняя схемотехника реверсивного устройства характерна тем, что невозможно запустить одновременно два режима – прямой и реверс. За этот процесс отвечает схема блокировки, которая может быть электрической или механической.

реверсивный пускатель

Защита электромотора при включении реверса

Здесь главное запомнить, что переключение на реверсивное движение и любые работы, связанные силовыми контактами и сменой их положения проводятся только после обесточивания силового агрегата и остановки движения рабочей части механизма. Благодаря включенным в схему подключения нормально замкнутым контактам исключается возможность междуфазного замыкания при переключении электромотора на реверс. Другими словами, активным может быть только один пускатель и одна пусковая обмотка.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что организовать подключение и запуск в работу реверсивного электродвигателя достаточно просто, если соблюдать некоторые несложные рекомендации. Но при любом способе подсоединения и работе в обычной однофазной сети мощностные характеристики трехфазного электромотора все равно будут ограничены, поскольку нельзя обеспечить для него полноценное энергопотребление. Также рекомендуется не экономить на дешевых комплектующих и строго придерживаться правил электробезопасности.

Источники
  • https://FB.ru/article/371966/shema-reversa-s-opisaniem-podklyucheniya
  • https://white-santa.ru/o_revers/
  • https://promenter.ru/elektrodvigatel/osobennosti-podklyucheniya-i-shema-reversa-elektrodvigatelya
  • https://dzen.ru/a/YFgq_bHHdCPFMU_R
  • https://electric-220.ru/reversivnaya-shema-podklyucheniya-elektrodvigatelya
  • https://reedr.ru/auto/revers-dvigatelya-chto-eto-takoe/
  • https://electricdoma.ru/elektrodvigateli/reversivnaya-shema-podklyucheniya-elektrodvigatelya/

Как вам статья?

Павел
Павел
Бакалавр "210400 Радиотехника" – ТУСУР. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Написать
Пишите свои рекомендации и задавайте вопросы

Оцените статью
Полезная Электроника